Российский государственный сегмент. Российский сегмент сети Интернет: от зарождения до национального домена

Владимир Путин подписал указ, по которому в России появится «государственный сегмент сети «Интернет». Документ можно найти на портале правовой информации. Закон вступает в силу с момента публикации. Согласно этому указу, сетевые ресурсы органов власти России и ее субъектов становятся «российским государственным сегментом» интернета.

Что такое «российский государственный сегмент»?

Из указа это непонятно. Судя по документу, все ресурсы органов госвласти объединят в отдельную сеть. Доступ к ним будет осуществляться по зашифрованным каналам. При этом непонятно, речь идёт о HTTPS или каком-то другом типе защищённого соединения. Заниматься созданием специальной сети будет ФСО за счёт бюджетных средств. При этом порядок подключения к «государственному сегменту» органов власти является добровольным. Во всяком случае в указе речь идёт только о «рекомендации» для Госдумы, СовФеда, Счётной палаты, судов и прокуратур, подключить свои ресурсы к новой сети.
В новом «государственном сегменте» госорганы должны будут предоставлять информацию о своей деятельности. Чем эти обновлённые ресурсы будут отличаться от тех, что существуют в настоящий момент, неизвестно.

Это означает, что у российских госорганов будет свой собственный интернет?

Нет. Это именно что «сегмент», подключённый к глобальной сети, но обособленный при помощи специального фильтра. Его отличие в том, что доступ к нему будет защищён особым образом. Заниматься организацией защиты будет ФСО. Что именно она будет делать, пока непонятно. Но известно, что речь идёт не только о шифровании соединения, но и о создании системы обнаружения и предотвращения кибератак.
При этом нельзя сказать, что раньше органы госвласти действовали в Сети бесконтрольно. Согласно утратившим с новым указом силу положениям прошлого подобного документа (от 17 марта 2008 года), организацией доступа госорганов в интернет занималась та же ФСО. Просто теперь она будет не только «поддерживать и развивать», но и охранять.

Зачем это нужно властям?

Чтобы обеспечить «информационную безопасность» государства. Основная проблема — это кибератаки. В Кремле и Правительстве работают над этой темой довольно давно, но в 2014 году активизировались. Так, в октябре прошло совещание Совбеза РФ по этому вопросу. Путин, правительство, силовики обсуждали, может ли Запад отключить Россию от глобального интернета (о том, почему это маловероятно, можно прочитать )

Что известно о кибератаках на российские госорганы?

Мало. На этой неделе в Новосибирске амнистировали хакера, который попытался в августе 2014 года взломать сайт Кремля — безуспешно. 8 мая о взломе сайта сообщили в Следственном комитете. В апреле 2014 года неизвестные взломали сайт одного из думских комитетов и разместили там антироссийские лозунги. Чуть раньше то же самое произошло с сайтом «Российской Газеты». В конце декабря 2013 года предстал перед судом ещё один неудачливый взломщик сайта президента России.
Однако реальный объём хакерских атак на ресурсы госорганов неизвестен. К примеру, когда в июне 2002 года Кремль запустил новый президентский сайт, за первые три часа его работы хакеры совершили «несколько десятков» попыток его взломать . В 2004 году тогдашний глава ФСБ Николай Патрушев заявил , что его ведомство предотвратило более 600 тыс. попыток взлома госресурсов. С тех пор спецслужбы не озвучивали общую статистику кибератак.

А что будет с рунетом в целом?

Ничего. Во всяком случае после этого документа. Изначально появившийся ещё в 2013 году, проект указа содержал в себе требование для всех операторов организовать систему защиты и самим ставить на своё оборудование ПО по обнаружению кибератак. Заодно из окончательного варианта указа исчезла формулировка о подключении к «государственному сегменту» Администрации президента.

1 ноября вступил в силу закон об устойчивом Рунете. Как теперь будет работать Интернет в России? Что ждет пользователей Сети? И правда ли, что россиян отключат от Google и Facebook?

Читайте ниже

Что ждет Рунет?

По замыслу авторов закона, Рунет должен получить возможность продолжить работу даже в том случае, если Россию отрежут от Всемирной паутины. Это может произойти, например, в рамках расширения западных санкций. Поэтому решено создать дублирующую резервную инфраструктуру, которую задействуют при возникновении угрозы. В этом случае отвечать за устойчивую работа Интернета в России и централизованно управлять трафиком будет Роскомнадзор. В критической ситуации будет запрещено отправлять трафик за пределы страны (этот пункт в полной мере должен вступить в силу в 2021 году).

А для начала все российские операторы связи должны будут установить специальное оборудование, которое поможет фильтровать трафик и блокировать . Эти устройства операторам предоставит Роскомнадзор, их установка и обслуживание будут осуществляться за счет бюджета.

Также будут проходить учения по обеспечению безопасности Рунета. Во время этих учений, которые решили проводить не реже чем раз в год, будут отрабатываться ситуации возникновения угроз для работы Сети в России.

Почему закон нужен: аргументы

Дело в том, что сегодня Рунет зависит от глобальной инфраструктуры Всемирной сети. В том случае, если нашу страну решат отключить от глобального Интернета, российская экономика будет терять огромные деньги — до 20 млрд рублей в сутки. Для того, чтобы быть готовыми к такому сценарию, и решено создать необходимую инфраструктуру.

Ранее не раз подчеркивалось, что речь идет о повышении надежности Рунета. На самом деле никакого аналога «великого китайского файрвола» в России не возникнет, а закон необходим для того, чтобы россияне не остались без онлайн-банкинга и других привычных сервисов, подчеркивали авторы закона. Об этом говорили и первые лица государства.

Владимир Путин , президент РФ: «Никаких ограничений здесь не планируется. Наоборот, этот закон призван обеспечить суверенность нашего сегмента Интернета и возможность там работать всем физическим лицам».

Дмитрий Медведев , председатель правительства РФ: «Конечно, у нас не будет такого регулирования, как в Китае. Никакого файрвола здесь не возникает. Мы должны защитить свои интересы, чтобы не мы что-то отключили, а чтобы нас не отключили».

Почему закон не нужен: аргументы

Противники нового закона считают, что его планируют использовать для изоляции россиян от глобальной Сети. В Рунете такой «внутренний» Интернет окрестили «Чебурнетом» и начали размышлять об отключении России от Google и YouTube, а также вспоминать . Среди противников оказались некоторые депутаты, представители операторов и просто оппозиционно настроенные граждане. В Москве весной даже .

Алексей Куринный , депутат Госдумы: «Этот законопроект — желание новым способом исполнить предыдущие невыполняемые законы. Например, предоставление ключей шифрования, как то было с Telegram, или необходимость хранить персональные данные для операторов, которая не соблюдается. Проконтролировать все это Роскомнадзор не может, распутать коды им не удалось. Поэтому решили сделать проще — отрубить трафик».

Артём Козлюк , руководитель проекта «Роскомсвобода»: «Власти заявляют, что новый закон предохранит нас от внешнего воздействия. Но все будет наоборот, централизация Интернета увеличивает риски атак на инфраструктуру. Более того, прецедентов в мире, что Америка кого-то отключала от Интернета, нет. Зато есть множество примеров, когда руководство государств ограничивало его в собственной стране».

Всё о разводе певицы Лолиты

Певица Лолита Милявская и ее пятый муж - тренер по сквошу Дмитрий Иванов - прожили вместе около 10 лет. Летом этого года общественность узнала, что знаменитая пара больше не вместе. Почему распался брак, который с самого начала многие называли мезальянсом?

Российский сегмент сети Интернет: от зарождения до национального домена

С. В. Пинягин

Возникновение Интернета на рубеже XX–XXI вв. вызвало «вторую революцию» и новый этап в развитии исторической информатики. В конце 1990-х гг. (и особенно с начала XXI в.) сетевые технологии занимают все более заметное место в арсенале исторической информатики.

Появление Интернета явилось результатом определенных социально-экономических и научно-технических предпосылок. Во второй половине ХХ в. многие страны вступили в постиндустриальную цивилизацию, которая создала необходимые социально-экономические и технические предпосылки для возникновения компьютерной техники и сетевых технологий.

Свою историю Интернет начинает с 1962 г., когда молодой американский ученый Дж. С. Ликлидер написал работу, где высказал идею глобальной сети, которая бы обеспечивала каждому жителю Земли доступ к данным и программам из любой точки земного шара. В октябре того же года Ликлидер стал первым руководителем отдела ARPA (Advanced Research Projects Agency, позже DARPA – Агентство по внедрению научно-исследовательских проектов передовой технологии при Министерстве обороны США). В 1964 г. практически одновременно в MIT, RAND Corporation и Great Britain National Physical Laboratory (GBNPL) были развернуты работы по созданию технологий надежной передачи информации. Появилась идея коммутации пакетов, суть которой сводилась к тому, что любая информация, передаваемая по сети, разбивается на несколько частей (пакетов), которые затем независимо друг от друга перемещаются различными путями (маршрутами), пока не достигнут адресата. Сетевые идеи развивались на фоне постоянно совершенствующейся аппаратной платформы компьютеров.

Вначале предполагалось, что специализированная компьютерная сеть ARPANet объединит внутренние сети ряда исследовательских лабораторий и университетов США, работающих на оборону .

В середине 1970-х гг. DARPA заинтересовалось организацией сети с коммутацией пакетов для обеспечения связи между научно-исследовательскими институтами. DARPA и другие правительственные организации понимали, какие потенциальные возможности скрыты в технологии сети с коммутацией пакетов; они только что начали сталкиваться с проблемой, с которой сейчас приходится иметь дело практически всем компаниям, а именно: с проблемой связи между различными компьютерными системами.

Поставив задачу добиться связности гетерогенных систем, DARPA финансировало исследования, проводимые Стэндфордским университетом и компаниями Bolt, Beranek и Newman (BBN) с целью создания ряда протоколов связи. Начиная с 1976 г., DARPA финансирует исследования в Беркли, ученые которого ведут работы по модифицированию Unix и созданию протокола TCP/IP. Этот протокол со временем стал наиболее популярным протоколом сетевого взаимодействия и стандартом de facto для реализации глобальных сетевых соединений в силу открытости, масштабируемости и за счет предоставления одинаковых возможностей глобальным и локальным сетям.

Результатом этих работ, завершенных в конце 1970-х гг., был комплект протоколов Интернет, из которых наиболее известными являются Transmission Control Protocol (TCP) и Интернет Protocol (IP) .

Технология DARPA включает набор сетевых стандартов, описывающих детально процесс взаимодействия компьютеров, а также ряд соглашений при взаимодействии сетей и маршрутизации трафика. Официально называемый Связкой межсетевых протоколов TCP/IP (а в обыденной речи – TCP/IP по именам двух основных стандартов), он может использоваться для взаимодействия компьютеров с помощью неограниченного числа сетей.

Частью того, что делает Интернет столь полезным, является почти повсеместное его использование, а также его размеры и темпы роста объединенного Интернета. С 1979 г. в проект TCP/IP включилось так много исследователей, что DARPA образовало неформальный комитет для координации и управления разработкой протоколов и архитектур развивающегося объединенного Интернета. Группа по конфигурации и управлению Интернетом (ICCB) регулярно собиралась до 1983 г., когда она была реорганизована. Объединенный Интернет начал существовать с 1980 г., когда DARPA начало устанавливать на машинах, присоединенных к его исследовательской сети, новый протокол TCP/IP.

ARPANet вскоре после создания стала магистральной сетью нового Интернета и была использована для большинства из ранних экспериментов с TCP/IP. Переход к технологии Интернета был завершен в январе 1983 г., когда секретариат Министерства обороны США установил, что все компьютеры, присоединенные к глобальным сетям, используют TCP/IP.

Но в середине 1980 г. стало ясно, что центральная база данных не эффективна. Были разработаны новые протоколы, и стала использоваться система имен по всему объединенному Интернету, которая позволяла любому пользователю автоматически определять адрес удаленной машины по ее имени. Известный как Доменная система имен (DNS), этот механизм основывается на машинах, называемых серверами имен, отвечающих на запросы об именах. Национальный научный фонд (NSF), Министерство энергетики (DOE), Министерство обороны (DOD), Агентство по здравоохранению (HHS) и NASA взаимодействуют друг с другом, используя TCP/IP для соединения большого числа их исследовательских центров с центрами DARPA .

Получившаяся сеть, известная как объединенный Интернет, позволила исследователям всех связанных институтов разделять информацию с коллегами по всей стране так же легко, как если бы они были в соседней комнате. Таким образом, Интернет продемонстрировал жизнеспособность технологии TCP/IP и показал, как можно объединить большое количество разнообразных базовых сетевых технологий.

Объединенная сеть состоит из набора связанных сетей, которые взаимодействуют как единое целое. Главным преимуществом Интернета является то, что он обеспечивает универсальное взаимное соединение, позволяя в это же время отдельным группам использовать любое сетевое оборудование, подходящее для их целей.

Развитие компьютерной техники привело к созданию вычислительных сетей. Первоначально они использовались как локальные вычислительные сети (ЛВС) для создания автоматизированных систем в отдельных фирмах и организациях. Основными разработчиками ЛВС были фирмы Novell и IBM. На основе локальных сетей, соединявших отдельные вычислительные центры организаций, впоследствии возникла глобальная сеть.

Важно понимать, что Интернет не является новым видом физической сети. На самом деле, это метод взаимного соединения физических сетей и набор соглашений для использования сетей, которые позволяют компьютерам взаимодействовать друг с другом.

Итак, ARPANet был ключевым этапом развития всемирной сети, обеспечив надежный способ передачи данных – коммутация пакетов TCP/IP. Впоследствии на его основе были созданы университетские сети США.

Одновременно с США телекоммуникационные сети создавались в Европе. Ebone – крупнейшая европейская опорная сеть, соединяющая более 70 сетей регионального масштаба в 30 странах с глобальным Интернетом. Опорные точки Ebone размещены в Париже, Стокгольме, Амстердаме, Женеве, Вене, Мюнхене и Лондоне. Сеть Ebone соединена с Интернетом США несколькими трансатлантическими каналами общей мощностью 15 Мбит/с.

Второй крупной европейской сетью является Dante-Europanet, связывающая сети национальных университетов и научных центров по всей Европе и предлагающая полную связность с глобальной сетью Интернет для научного сообщества в Европе. Точки присутствия Europanet созданы в 17 европейских странах. Europanet начала функционировать в 1992 г. DANTE была организована в июле 1993 г. В мае 1995 г. DANTE заключила с ВТ (British Telecom) контракты на 7 млн ECU на развитие опорно-транспортной структуры Europanet. Согласно этому договору к октябрю 1995 г. были выполнены работы по развитию западного участка Europanet .

Развитие сетевой инфраструктуры в России началось позже, с конца 1980-х гг. Количество хостов в российском Интернете пока только приближается к 0, 5% от мирового, однако темпы роста Интернета в России в среднем не только не уступают, но и несколько превосходят среднемировые, при этом достаточно устойчивы.

В начале 1990-х гг. возникли крупнейшие российские провайдеры: Релком, Демос, Гласнет, Роснет, Ростелеком, Рунет и др.

Старейшей российской компанией является АО «Релком». На примере ее истории можно проследить становление российского сегмента Интернета.

В 1982–1983 гг. в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова с участием специалистов ряда других НИИ были начаты работы по созданию отечественной операционной системы типа Unix, получившей название ДЕМОС – Диалоговая единая мобильная операционная система. ОС UNIX – сетевая операционная система, «подарившая» миру Интернет. Распространение ОС ДЕМОС в нашей стране создало благоприятные предпосылки для создания глобальной сети и на территории бывшего СССР.

В августе 1990 г. основана компьютерная сеть Релком (от RELiable COMmunications – надежная связь) на базе РНЦ «Курчатовский институт». Уже к концу года было подключено около 30 организаций, среди которых были центры российской науки в Серпухове, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Дубне. Сеть базировалась исключительно на технологии электронной почты, причем с возможностью переписки и на русском языке. Первый сеанс связи проведен 28 августа 1990 г. с Финляндией по международному телефону. Состоялся выход в Глобальную сеть. В сентябре 1990 г. зарегистрирован домен верхнего уровня SU .

В июне 1992 г. сеть была официально зарегистрирована в Брюсселе под названием EUnet/Relcom и стала крупнейшей на европейском континенте. 7 апреля 1993 г. международные организации зарегистрировали российский домен «RU».

Одновременно было создано Акционерное общество «Релком». При активном участии АО «Релком» и использовании возможности сети EUnet/Relcom начата реализация проекта создания научной некоммерческой сети RELARN, головной организацией которой является РосНИИРОС.

Одной из крупных сетей российского сегмента Интернет является Федеральная университетская компьютерная сеть RUNNet (Russian UNiversity Network). Работы по ее созданию начались летом 1994 г. в рамках Государственной научной программы «Университеты России» и проводились в дальнейшем по программе «Информационные сети высшей школы».

25 апреля 1995 г. для организационного решения задач управления и сопровождения сети RUNNet приказом Госкомвуза РФ создано государственное научное учреждение – Республиканский научный центр компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы (Вузтелекомцентр) .

Развитие сети RUNNet на базе систем спутниковой связи позволило не только крупнейшим вузовским центрам, но и многим научным организациям в различных регионах страны осваивать интернет-технологии реального времени, создавать Web-серверы и базы данных. Вновь созданная инфраструктура RUNNet федерального масштаба заинтересовала крупнейших по тем временам поставщиков сетевого сервиса, которые на условиях обмена внутрироссийским сетевым трафиком стали активно подключаться к ней. Тем самым создавались благоприятные условия для интеграции российских IP-сетей и дальнейшего развития национального сегмента Интернета.

Для координации действий по созданию российской зоны «ru» был создан комитет «Интернет» Ассоциации документальной электросвязи, который включает представителей крупнейших национальных IP-провайдеров. Основателями комитета выступили ведущие провайдеры страны, которые на заседаниях комитета стремятся вырабатывать «правила игры» в Интернете и проводят различные мероприятия, направленные на поддержку российского сегмента.

Для дальнейшего развития зоны «ru» и внедрения информационных технологий в различные отрасли экономики, науки, образования принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», которая предусматривает общий объем финансовых ресурсов на ее реализацию 61 141, 5 млн руб. (в ценах 2001 г.).

Меры Программы по развитию информатизации всех уровней государственного управления обеспечат кардинальное ускорение процессов информационного обмена как внутри общества и бизнеса, так и между гражданами и государством. Следствием этого станет повышение эффективности государственного управления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и общества и принятию своевременных решений по регулированию этих процессов. Косвенным индикатором будет служить рост доли населения и организаций, использующих компьютерные технологии во взаимоотношениях с органами управления для получения и передачи информации. Этот показатель будет пропорционален индикатору распространения Интернета (числу пользователей). На 1 января 2006 г. в России компьютером пользовался каждый шестой житель страны, а среди москвичей – каждый второй.

В июне 2008 г. Россия официально заявила о своем желании получить кириллический домен верхнего уровня, данная инициатива была поддержана Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который отметил большую значимость данного вопроса и важность для России . С 11 ноября 2010 г. регистрация доменных имён в зоне «.РФ» доступна для всех желающих .

Таким образом, с появлением сети Интернет создана принципиально новая ситуация в развитии человечества. Информация превратилась в неистощимый ресурс развития общества. Так, по данным Р. М. Ачагу, распространение информации по Интернету осуществляется в 720 раз быстрее и в 355 раз дешевле, чем почтой. Трафик в Интернете удваивается каждые 100 дней, причем ежедневно во Всемирной паутине появляется 1, 5 млн новых страниц . Общий объём российского сектора электронной торговли составил 7, 9 млрд долларов в 2008 г. . Предполагается, что мировой объем электронной торговли в сети вырастет с 98, 4 млрд долларов в 1999 г. до 7 трлн долларов в 2012 г. Все это по-новому ставит новые вопросы в области экономики, политики, науки и образования.

Развитие сетей Интернет вызвало мощный процесс глобализации современного мира, невиданного ранее высокого этапа интернационализации хозяйственной жизни, который приобрел всемирный характер.

Основным мерилом современного Интернета является языковая принадлежность. Невозможно найти страну, которая, обладая определенной материально-технической базой, не имела бы формирующуюся структуру внутреннего сегмента сети Интернет. В то же время «англо-говорящий» Интернет составляет 30% всей мировой сети Интернет. Английский язык долгое время был базовым для всей международной сети. В результате бурного роста китайской экономики в конце 2008 г. Китай вышел на первое место в мире по числу интернет-пользователей, обогнав США . А уже 8 июня 2010 г. Госсовет КНР распространил Белую книгу «Ситуация в китайском Интернете», где отмечается, что в Китае зарегистрировано более 380 млн пользователей Интернета . В России в конце 2010 г. зарегистрировано более 60 млн постоянных пользователей всемирной сети, что приближает нашу страну к общеевропейскому уровню использования интернет-услуг . Однако, учитывая население России, это низкий показатель: примерно 51 пользователь на 100 человек .

Все это несет в себе потенциальную угрозу развитию и сохранению национальных культур многих стран нашей планеты . В современных условиях роль России во всемирном информационном обмене унизительна. Налицо неравноценный обмен информацией. Пользователи в РФ ежемесячно получают десятки петабайт информации со всего мира, а сами поставляют информации в тысячи раз меньше. И это при том, что Российская Федерация располагает богатейшими информационными ресурсами. Сдерживающими факторами в развитии равноценного информационного обмена как всегда выступает нехватка денежных средств, неотработанная правовая база и низкая компьютерная грамотность большинства населения нашей страны (35% против 97% в Китае).

Таким образом, развитие российского сегмента сети Интернет позволяет сохранить Россию, укрепить ее экономические, военно-политические и научно-образовательные позиции в современном мире. Дальнейшее развитие интернет-технологий в России, их результативность зависит в первую очередь от наличия материальной базы (каналов связи и специализированного программного обеспечения), подготовленных кадров и сфер применения.

Список литературы

1. Ачагу Р. М. Интернет: проблемы и противоречия глобализации информационного пространства // Глобализация и регионализм. Черноморский регион. Балканы. М., 2001. С. 93–96.

2. Габбасов Ю. Интернет. СПб., 2000. 448 с.

3. Гильстер П. Навигатор Internet. Путеводитель для человека с компьютером и модемом. М. : Джон Уайли энд Санз, 1995. 735 с.

4. Информационный ресурс о кириллическом домене верхнего уровня «.рф» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 12.11.2010).

5. Информационный ресурс ООО «Юнайтед Пресс» [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 13.12.2010).

6. Каррыев Б. С. ИТ-революция: хроники 1904–2008 гг. История развития информационно-коммуникационных технологий за сто лет: телевидение, компьютеры, телефон, Интернет [Электронная книга]. SIBIS, 2009.

7. Китай вышел на первое место в мире по числу интернет-пользователей // Электронное периодическое издание «Ведомости». 8 июня 2010 г. URL: http://www. vedomosti.ru/tech/news/2010/06/08/1032847 (дата обращения: 12.06.2010).

8. Национальная ассоциация участников электронной торговли [Электронный ресурс]. URL: http://www. nauet.ru/press.php?p=1&sub=4&news=75 (дата обращения: 25.12.2009).

9. Россия получит кириллический домен // АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER) [Электронный ресурс]. URL: http://info.nic.ru/st/42/ out_2083.shtml (дата обращения: 12.10.2008).

10. Семенов Ю. А. Сети Интернет. Архитектура и протоколы. М. : Блик плюс, 1998. 424 с.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации"* и в целях обеспечения доступа государственных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приказываю :

1. Утвердить Положение о российском государственном сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (прилагается).

2. Признать утратившим силу приказ ФСО России от 7 августа 2009 г. N 487 "Об утверждении Положения о сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2009 г., регистрационный N 14705).

Директор Федеральной службы охраны

Российской Федерации

генерал-майор Д. Кочнев

* Cобрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3092.

Приложение

Положение о российском государственном сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Порядком подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 260 "О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации"*, и определяет процедуру и технические условия подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее именуется - сеть "Интернет") и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент сети "Интернет" (далее именуется - сеть RSNet).

2. Сеть RSNet является элементом российской части сети "Интернет", который включает в себя информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России).

3. Сеть RSNet используется для подключения к сети "Интернет" предназначенных для взаимодействия с ней государственных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственных органов, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также для размещения (публикации) в сети "Интернет" информации государственных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

4. Подключение информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" и размещение (публикацию) в ней информации через сеть RSNet осуществляет Служба специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - оператор сети RSNet).

5. Оператор сети RSNet взаимодействует:

а) с операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", организациями, связанными с обеспечением функционирования и регулирования сети "Интернет", и организациями, предоставляющими информационно-коммуникационные сервисы и услуги, в том числе в области обеспечения информационной безопасности;

б) с государственными органами и организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в рамках их подключения к сети "Интернет", а также размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet;

в) с организациями на основе государственно-частного партнерства в целях создания, поддержания и развития сервисов и услуг, позволяющих сформировать единое информационно-коммуникационное пространство российского государственного сегмента сети "Интернет".

II. Технические условия подключения к сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet

6. Технические условия подключения к сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet (далее именуются - Технические условия) определяются Соглашением о подключении к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещении (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент сети "Интернет" (сеть RSNet) (далее именуется - Соглашение) и включают в себя следующие технические параметры подключения:

а) технологическая площадка, через которую осуществляется подключение;

б) тип канала связи;

в) скорость передачи данных;

г) логические характеристики подключения;

д) требования по обеспечению информационной безопасности.

III. Процедура подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" через сеть RSNet

7. Процедура подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственных органов и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, к сети "Интернет" через сеть RSNet включает в себя следующие этапы:

а) обращение государственного органа или организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в адрес оператора сети RSNet;

б) заключение Соглашения;

в) организация подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей государственного органа и (или) организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее именуются - пользователи сети RSNet), к сети "Интернет" через сеть RSNet в соответствии с Техническими условиями.

IV. Процедура размещения (публикации) информации в сети "Интернет" через сеть RSNet

8. Размещение (публикация) информации пользователей сети RSNet в сети "Интернет" через сеть RSNet обеспечивается путем подключения их информационных систем к сети RSNet или посредством размещения их информации с использованием системы центров обработки данных оператора сети RSNet в случае наличия у него технической возможности.

9. Процедура размещения (публикации) информации пользователей сети RSNet в сети "Интернет" с использованием системы центров обработки данных оператора сети RSNet включает в себя следующие этапы:

а) обращение пользователя сети RSNet в адрес оператора сети RSNet;

б) организация размещения (публикации) информации пользователя сети RSNet в сети "Интернет" с использованием системы центров обработки данных оператора сети RSNet в соответствии с Техническими условиями.

V. Заключительные положения

10. Оператор сети RSNet организует и обеспечивает поддержание, эксплуатацию, развитие и информационную безопасность сети RSNet, в том числе с использованием ведомственного сегмента государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации.

11. Разработанные оператором сети RSNet информационные материалы, касающиеся вопросов функционирования сети RSNet, в том числе подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через сеть RSNet, размещаются (публикуются) на официальных информационных ресурсах сети RSNet.

12. Поддержание, эксплуатация, развитие и обеспечение информационной безопасности информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, являющихся частью сети RSNet и находящихся в ведении ФСО России, осуществляются за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете ФСО России.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 21, ст. 3092.

Неделю назад был зарегистрирован очередной документ из серии Российский государственный сегмент Интернет - Положение о российском государственном сегменте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденное приказом ФСО РФ №443 от 7 сентября 2016 г. (Положение)

Давайте разберем по подробнее что тут, а то возникают домыслы, что туда будет включены чуть ли не все сети на территории РФ.

Кроме указанного выше документа, учитываем ранее утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 мая 2015 г. N 260 Порядок подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Порядок).

Российский государственный сегмент сети Интернет (далее – RSNet ) – включается в себя:

· информационные системы (ИС), находящиеся в ведении ФСО России

· информационно-телекоммуникационные сети (ИТС), находящиеся в ведении ФСО России

Оператором RSNet так же является ФСО России. А что это за системы в их ведении?

· Администрация Президента Российской Федерации

· Аппарат Правительства Российской Федерации

· Следственный комитет Российской Федерации

· федеральные органы исполнительной власти

· органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

· Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

· Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

· судебным органам Российской Федерации

· органам прокуратуры Российской Федерации

· Счетной палате Российской Федерации

· а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

Условия подключения и требования к ИБ должны определяться соглашением о подключении к RSNet . Но в данный момент в соглашении ничего интересного нет, кроме “Заказчик.. обеспечивает безопасность информационных ресурсов Заказчика собственными штатными программно-аппаратными средствами, удовлетворяющими требованиям к программно-аппаратным средствам, используемым в органах государственной власти Российской Федерации для работы в сети Интернет” . Спецификация оборудования, необходимая для подключения – пустая.

Но из текста регламента подключения вполне понятно, что для подключения требуются некие ПТК – как на стороне гос. органа, так и на стороне ФСО РФ. Предположительно можно считать, что это криптошлюзы.

Больше ничего интересного в Положении не обнаружено, за исключением разве что разделение затрат на подключения, создание защищенных сетей и эксплуатации RSNet . Много чего будет финансироваться из федерального бюджета ФСО.

Теперь посмотрим, что удалось добыть про RSNet публичной части сети Интернет:

· Из отчета госпрограммы «Информационное общество» за 2015 г. – введены в эксплуатацию 2 защищенных РЦОД сети RSNet , оборудован Центральный региональный узел сети RSNet , созданы 3 фронтальных сегмента RSNet .